О профессии ИТ-директора. Потерянное время

В данной статье хотел бы немного обсудить профессию ИТ-директора. Он же CIO или IT-директор.

Иногда CIO расшифровывают как Career Is Over, или говорят, что они занимаются «ничем», профессиональный маршрутизатор, офисный планктон, стоп-менеджер.

С одной стороны — власть и статус, высокая зарплата, чувство собственной важности, большие бюджеты и ответственность, а с другой — неизбежная профессиональная деградация, незначимость самой сути работы, ее простота — вот что такое вкратце эта должность.

К теме я причастен — 7 лет работал ИТ-директором в немаленькой компании, где руководил ИТ-департаментом в 30 сотрудников. Сейчас же, находясь со стороны подрядчиков, регулярно работаю с ИТ-директорами на проектах.

Попробуем разобраться с сутью данной должности, порассуждать о ее темных сторонах, которые проявляются не быстро, но верно

Кто такой ИТ-директор

ИТ-директор, CIO, директор по информационным технологиям руководитель, относящийся к категории топ-менеджмента, высшего руководства предприятия (компании). Определяет информационную стратегию компании, принимает решения на высшем уровне, как правило, руководит работой департамента или службы по информационным технологиям (ИТ или АйТи (от англ.IT)) компании… ИТ-директор — это менеджер, на котором лежит ответственность за ИТ-персонал, инфраструктуру, информационные системы:

  • обеспечивает операционную работу ИТ-службы;
  • формирует штатное расписание и принимает решение по приему на работу;
  • формирует бюджет ИТ-расходов, ИТ-проектов;
  • участвует в проектах в роли куратора, руководителя, иногда — архитектора или эксперта.

Разберем подробнее функции ИТ-директора по компонентам

ИТ-поддержка

Чтобы не утонуть в рутине, ИТ-директор выстраивает (или настраивает уже созданную) систему Service desk/Helpdesk. Или даже ITIL. Но VIP-поддержку осуществляет он сам.

Герои сериала IT Crowd

Собственники и топы рассматривают ИТ-директора как провайдера с ИТ-персоналом и ИТ-технологиями. И негоже им писать заявку в ИТ-службу, они пользуются своим статусом и поручают решение своих ИТ-проблем непосредственно своим ИТ-директорам.

Аналогичная печаль происходит, когда нужно научить топа пользоваться ERP-системой, сформировать отчет или разобраться с какими-то алгоритмами или данными. При этом, если ИТ-директор сам не владеет вопросом, который нужен топу, его авторитет сильно снижается.

Эта деятельность может занимать заметное время и не приносит никаких дивидендов ИТ-директору.
Это потерянное время.

Закупки

Зачастую эта функция частично выведена за контур ИТ-службы. Есть только участие и согласование. Но еще чаще — это отдельная функция ИТ-службы.

Кто-то пилит бюджет, кто-то заводит должность снабженца. Но крупные закупки — это большая ответственность, и поэтому всегда занимают некоторое время ИТ-директора.
Это всегда — потерянное время

Формирование и защита ИТ-бюджета

Суть этого процесса, в значительной степени — политическая, это главное, что формирует влияние и власть ИТ-директора. Сможет обосновать важные и нужные расходы — молодец, сможет обосновать и не слишком нужные — вообще красавчик. Ну а не сможет обосновать жизненно необходимые, срежут бюджет — медленный или быстрый конец, выгорание и потеря авторитета.

Навык, безусловно, важный для любого корпоративного руководителя. Но за пределами корпораций — Вам это не пригодится.
Это потерянное время.

Заполнение всяких форм и отчетов

Распределение затрат на ИТ по ЦФО

В любой корпорации внутренняя работа кипит. Все службы напрягают друг-друга ненужной (ну, иногда, и нужной) работой. И есть почти везде такая гадость, как разнесение расходов по центрам финансовой ответственности (ЦФО, по отделам, проще говоря). То есть сначала надо высосать из пальца базу для распределения фактического ИТ-бюджета, получить фактические расходы по отделам, отправить экономистам, а потом защитить эти расходы перед этими ЦФО/отделами.

Играют по правилам финансистов-экономистов. Какие-то расходы распределяются по рабочим местам, по компьютерам, что-то по количеству заявок, что-то еще кое-как навскидку.

Потом возмущенные директора ЦФО говорят (что часто справедливо), что этот миллион, который на меня распределили, я никак не мог потратить, а если потратить — то эффективнее. Ну и катается по полу, театрально так. ИТ-директор смущается, и тогда ему снижают процент отнесения ИТ (скажем на 30-50%) — за артистизм. Относят больше на остальных, кто не так энергично катался по полу.
Для ЦФО — это прямой резон, чистая прибыль становится больше.

Все эти формы, отчеты, таблички для других подразделений — данность любого руководителя в корпорации, в том числе ИТ-директора. Эту работу никак не спихнуть на подчиненных.
Это пустая работа и потерянное время.

Совещания

Без сомнения, совещания — неотъемлемый и необходимый компонент работы любого менеджера и в любой компании.

Корпоративные навыки

Есть очень много совещаний, на которых необходимо присутствие ИТ-директора в роли ИТ-провайдера и владельца ИТ-ресурсов.

Проблема заключается в том, что у ИТ-директор проводит на совещаниях огромную часть времени, и значительная часть из них — совершенно пустая, он там не нужен и ему эти совещания не нужны.

Отказаться от участия в них не всегда возможно и большая политическая ошибка. Это делегирование полномочий (и соответственно, власти) и хорошо, если Вы это делаете осознанно

Какие совещания это могут быть:

  • статусные директорские совещания. Отказаться от участия в них — плевок в сторону директоров и быстрый способ потери власти;
  • проекты, задачи бизнеса. Новое подразделение, магазин, филиал и т.д. В ту же корзину — новый процесс, новая бизнес-схема. Поменяли таможню, юрлицо, купили новый бизнес. Ваш вопрос — выделение нужных ресурсов и назначение ответственных. Отказаться от участия в них — плевок в сторону бизнеса и подрыв своего авторитета;
  • рабочие группы ваших ИТ-начальников/сотрудников. Если вы в них не участвуете, вы не сможете держать руку на пульсе. Отказаться от участия в них — снижение мотивации своих сотрудников и подрыв своего авторитета.

Несмотря на производственную необходимость этих совещаний, большая часть из них — потерянное время.

О проектах

Мечты ИТ-директора

Участие в проектах как руководителя, куратора, эксперта — главное светлое пятно в деятельности CIO.
Внедрить новую систему, автоматизировать бизнес-процесс — это интересно, сложно, важно для бизнеса и используется для оценки работы ИТ-директора собственниками и, в случае успеха, можно смело занести себе в актив. А в случае провала, это тоже бесценный опыт.

Проекты бывают разные по значимости для бизнеса и бюджету. Выполняются внутренними силами и с помощью подрядчиков.

В случае выполнения проекта внешними подрядчиками, участие ИТ-директора сводится к организации коммуникации между участниками проекта, контролю бюджета и исполнения графиков проекта.

В случае выполнения проекта внутренними ресурсами, ИТ-директор становится руководителем проекта и сильно рискует, в случае неудачи. Если ИТ-директор недавно ранее руководил аналогичными проектами, и его занесла нелегкая на данное предприятие — все нормально, вариант вполне рабочий. Если ИТ-директор хороший политик, и использует кредит доверия на обеспечение и защиту ресурсов проекта, есть повод для умеренного оптимизма, проект имеет все шансы быть завершенным.

В случае, если ИТ-директор давно работает в компании, и не руководил аналогичными проектами, доверять ему внедрение новой системы, о которой он узнает на конференциях и из пресс-релизов — большая ошибка.

Его экспертиза ограничена опытом в рамках предприятия, и ведь он даже не профессиональный руководитель проектов.

Нанять хороших исполнителей предприятию будет крайне тяжело. Ну а наладить правильную проектную команду, мотивировать ее на результат и оградить от операционных задач — архисложно. Нужно иметь очень крепкие тылы в компании и большой (расширяемый в случае чего) бюджет. Но так бывает, это удача.

Тут стоит добавить, что это и рискованно и затратно, а потому может стоить ИТ-директору должности или даже карьеры.

Проект почти всегда несет в себе организационные изменения, а соответственно будут проигравшие, которые станут недоброжелателями, а вот победители не факт, что станут союзниками или просто доброжелателями.

Участие в сложных проектах, соответствующих специализации ИТ-директора — немногое, что он может занести себе в актив. Но, конечно, не безусловно, а при благоприятных условиях. Однозначно, не стоит ввязываться в «чужой», провальный или слишком рискованный проект. Это отдельная тема, напишу об этом отдельную статью.

Провальный проект

Об ИТ-стратегии

Не все в курсе, но ИТ-стратегия является декомпозицией стратегии предприятия. Не все предприятия доросли даже до формализации своей бизнес-стратегии, но вот собственники про ИТ-стратегию слышали (например, от друзей бизнесменов, когда мерились ИТ-бюджетами). И тогда, конечно же, хотят получить ее от ИТ-директора, если он такой умный и его бюджет — как бюджет футбольного клуба.

ИТ-директор может скачать что-то из интернета, выбить бюджет для консалтинга, а может набросать список проектов или компиляцию их целей.

Ну и вообще, что только стратегией не называют, и даже пишут. Фетиш собственника. Работа творческая, но все же, это потерянное время.

Представления собственников об ИТ-стратегии

Конференции, бизнес-завтраки

Профессиональная конференция — хороший и быстрый способ получить нужную информацию. И хорошая попытка оставаться «в теме». Других посмотреть и, может, даже себя показать.

Обычно, ИТ-директору сказать нечего. Важен сам факт выступления, что само по себе является, бесспорно, ценностью. В этом случае, ИТ-директор высасывает тему доклада из пальца и практикуется в ораторском искусстве. Это лучшее, что может получить ИТ-директор от такого мероприятия.

По моим наблюдениям, на конференциях для ИТ-директоров превалируют пустые доклады коллег, начинающих ораторов, и выступления ИТ-продавцов и вендоров всех мастей. Получить здесь действительно ценную информацию — невозможно, это потерянное время.

Ну а потом, конечно же, будет банкет, где незнакомые люди будут преодолевать чувство неловкости и пытаться поговорить «ни о чем» в красивой обстановке.

Заключение

Роль ИТ-директора компании может быть разной, все зависит от ступени развития предприятия, и личности самого ИТ-лидера. Основную часть времени ИТ-директор выполняет менеджерские функции. Профессиональные ИТ-навыки постепенно уходят/устаревают. В то же время, если компания нанимает ИТ-директора с рынка профессиональных услуг для выполнения одного-двух проектов, то при определенных условиях могут выиграть обе стороны:

  • предприятие получает профи с репутацией и богатым опытом аналогичных проектов;
  • профи получает высокую компенсацию и нацелен на конкретные задачи/проекты. Учитывая ограниченный период (максимум 3 года, что, думаю, для карьеры профессионала не будет слишком критично).

В то же время, необязательно для реализации 1-2 проектов нанимать нового ИТ-директора, это лишь один из вариантов. И не самый оптимальный, в общем случае.

В этом случае, ИТ-директору останется наиболее скучная и незначимая работа. Однако, статусная и неплохо оплачиваемая. Тогда это точно — потерянное время.

Да, это так

Вам также может понравиться

About the Author: Павел Пчелинцев