Диплом MBA я получил в 2013 году по специальности IT-менеджмент в институте МИРБИС. Обучением, коллегами со-слушателями, и самим образованием я весьма доволен, и даже — благодарен. И самый главный вывод, который я сделал после получения диплома — это то, что ни ИТ-директором, ни даже любым корпоративным менеджером, я более быть не хочу… Почему так получилось — я попробую ответить в этой статье.
При поступлении в бизнес-школу я уже 6 лет трудился ИТ-директором в немаленьком холдинге. Работая ИТ-директором, я стремился получать дополнительное образование и проходил различные курсы по ИТ-направлениям два раза в год. С каждым годом нарастало ощущение карьерного тупика (см. «О профессии ИТ-Директора. Потерянное время«), из которого я надеялся выйти с помощью бизнес-образования.
Сам процесс обучения был для меня нормой. Образование же MBA дало комплексное видение менеджмента, маркетинге, финансах и различных ИТ-разделах менеджмента.
Профили и карьеры многих были схожими. Директора департаментов, начальники отделов, редко — владельцы небольших компаний. Возраст — 30-35 лет, в основном. Гендерный состав — без перекосов. Чаще люди семейные, с детьми. Мотивы поступления на MBA — схожими: получить «корочку», продвинуться по карьере, обзавестись связями, получить новые идеи и, наконец, выйти из тупика.
О формате обучения и слушателях
Формат обучения такой:
- лекции (с большим или меньшим интерактивом), семинары и деловые игры;
- домашние задания. От классических — типа «решить задачи», до групповых мини-проектов — разработать и презентовать план для такого-то условного предприятия с определенными вводными, или на примере собственного предприятия;
- мастер-классы от бизнес-практиков, бизнес-тренеров разного уровня.
На одном из первых занятий нас познакомили друг с другом с помощью семинара «командообразование», на котором каждый представил себя, мы поиграли в командах, узнали кто есть кто и чем занимается. Хороший прием. Дальше было проще.
Основу слушателей программы ИТ-менеджмент составляли ИТ-директора различных отраслей (не ИТ). Были начальники технических отделов интеграторов. У финансистов — были начальники финотделов и финдиректора, у маркетологов были бренд-менеджеры и коммерческие директора. Были представители службы персонала. Все основные сервисные службы представлены на потоке, все логично и однородно.
Большинство ребят с харизмой, и так сказать с активной жизненной позицией по всем вопросам. Было интересно: работать в группах и соревноваться с коллегами-слушателями. Мы регулярно и с большим удовольствием общались, вместе обедали, встречались в стенах института и за ее пределами.
Для примера, приведу одну из бизнес игр по курсу Финансовый менеджмент. Нам дали вводные данные компании (это были производители газонокосилок): общее описание бизнеса, помесячные двухгодичные прогнозы по основным показателям деятельности, продажи и оплаты, фонд оплаты труда и прочие расходы.
Необходимо было оценить компанию, представить антикризисный план с точки зрения менеджмента компании, собственников или инвесторов в зависимости от группы. Нашей группе досталась роль «инвесторов».
Мы составили прогнозные баланс, отчет о доходах и расходах, движения денежных средств. Выявили платежные разрывы, предложили модель выхода из кризиса, потребности в кредитовании, привели показатели рентабельности. Сделали рекомендации, оформили в презентацию и провели ее, соревнуясь с «конкурирующими кланами» — представителями групп собственников и менеджмента. Это был прекрасный и воодушевляющий опыт!
О преподавателях
Говоря о преподавателях, стоит понимать, что слушатели бизнес-школ люди непростые, в большей части — являются владельцами корпоративных бюджетов и агентами влияния в своих компаниях.
То есть аудитория бизнес-школы может рассматриваться как прекрасная площадка для продажи своих профессиональных услуг, продвижения брендов и товаров. Нюанс заключается в том, чтобы продажа была незаметна и приносила бы реальную пользу покупателям. Иначе будет потеряно так тяжело и долго заработанное доверие к бизнес-школе как месту получения бизнес-знаний.
Так или иначе, большинство наших преподавателей, являются, по- совместительству, бизнес-консультантами. И поэтому, воодушевленные слушатели (а это нередко случается) предлагают преподавателям провести дополнительное, корпоративное обучение или мастер-класс в своей организации. Я нисколько это не осуждаю, но это надо понимать, чтобы проникнуться атмосферой бизнес-школ.
Бывает и так, что не обладающие харизмой, а иногда и достаточной квалификацией, преподаватели слишком увлекаются само-презентацией, и тут у слушателя открываются глаза — «да это открытая продажа услуг, а никакое не обучение!»
Принимается это с досадой — вы платите немалые деньги за знания и опыт (500 тыс на тот момент), а получаете навязчивую рекламу посредственных услуг.
К счастью, большинство преподавателей обладает и квалификацией, и харизмой и тонким чутьем, и не напирает на самопиар и продажи, а дает ценность, знания и опыт, потихоньку и ненавязчиво извлекая из этого профит.
О программе обучения
Первый год состоял из предметов общего менеджмента.
Нашу группу ИТ-менеджеров совместили с группами финансистов и маркетологов, чему я очень рад, так как появилась реальная возможность соприкоснуться с другими бизнес-средами.
Надеюсь не сильно утомлю копипастой — возможно, так станет более понятно, чему нас обучали:
- Общий менеджмент
- Экономическая теория
- Прикладные количественные методы в менеджменте
- Финансы и финансовые рынки
- Маркетинговые решения компании
- Финансовый менеджмент
- Правовая среда
- Аккаунтинг для менеджеров
- Организационное поведение
- Стратегический менеджмент
- Управление маркетинговой деятельностью компании
- Управление человеческими ресурсами
- Операционный менеджмент
- Профессиональные навыки менеджера
- Эффективные переговоры
Знакомые, кто знаком с программами студентов по маркетингу, комментируют, что это, по сути, все те же курсы.
Общее впечатление от обучения первого года — очень позитивное, превосходящее ожидания.
На мой взгляд, этому способствовало два фактора:
- задания часто давались на команду 3-4 слушателей и мы работали в мини-командах. Это подстегивало и воодушевляло. Было общение, командная работа, распределение ролей и соревнование с другими группами;
- довольно плотная программа (для вечерней формы обучения). Это создало некий комплексный эффект и коррекцию картины мира.
Второй год состоял из специализированных предметов по ИТ-менеджменту. Нас перетасовали, группы стали маленькими, интенсивность уменьшилась и было уже не так интересно.
Итак, во второй год нас обучали:
- Информационное обеспечение бизнеса;
- Маркетинг и продажи в IT;
- Менеджмент IT;
- IT-стратегия компании;
- Управление ИТ-проектами;
- Управление рисками при внедрении информационных систем;
- Оценка эффективности внедрения ПО;
- Системы управления корпоративной эффективностью.
Все время обучения доступны для посещения неограниченное количество мастер-классов, чем я, по возможности, пользовался. Иногда это была пустая трата времени, приходили какие-то тренеры и продвигали свои услуги. Но значительное количества мастер-классов давали реальные бизнес-практики, которые делились своим опытом и заряжали своей харизмой.
Так как я уже перешел работать на сторону подрядчика (менеджером проектов в 1С:Франчайзи), у меня уже был проект для дипломной работы и в качестве дипломной работы. Если бы я продолжил директорствовать — тему пришлось бы высасывать из пальца и придумывать свое в нем великое управление. А так — все получилось очень хорошо. Хороший проект и компания, оплаченная целесообразность, презентация и все довольны.
Выводы
Основной причиной ухода из профессии ИТ-директора стало понимание того, что это не профессия, а лишь должность. Значимость самой сути работы была размыта с двух сторон.
С одной стороны, в результате обучения в MBA, я переоценил свои достижения как ИТ-директора. Ничего серьезно значимого я в этом больше не видел. Я понимал, что мне нечего сказать бизнес аудитории, поделиться опытом и успехом. Посмотрите на выступления ИТ-директоров: значимость компании, масштаб проектов, затраты и количество мест. Непонятная роль в проекте выступающего, поверхностность, отсутствие полезной аудитории информации, выдуманная проблема и ее преодоление.
С другой стороны, образование в бизнес-школе сформировало понимание истинного места в нем ИТ-директора. Это сервисная функция, поддержка чужого дела, которое никогда не может быть твоим. Это место не было значимым и не соответствовало моим амбициям. В моей новой картине мира на первом месте стоял продукт, ценность, которую я должен был создавать или участвовать в значимой части.
Те кто со мной знаком, и интересуются образованием MBA, спрашивали меня: «Стоит ли учиться на MBA?». Я благодарен судьбе, что переосмыслил свою предыдущую карьеру и ушел из профессии ИТ-директора и стал ремесленником. Это стоило для меня значительных жертв: вечернего времени в течение двух с половиной лет и полумиллиона рублей. Но результатом я доволен.
К какому результату придете Вы, трудно сказать. Как минимум, знания придадут вам уверенности в текущей карьере. Но, что более вероятно, подвигнут вас к продвижению или полной смене карьеры — об этом говорит фейсбук моих со-курсников. И плата за это мне не кажется слишком большой.